Перед любым разговором про настройку велосипеда нужно убедиться, что у вас подходящая рама. Если вы промахнулись более чем на 4 размера, то никакая подгонка не поможет.
Размер рамы обозначается двумя цифрами, например, 55х57.
- 55 — это длина подседельной трубы;
- 57 — длина верхней трубы (ETT).
Измерять длину труб можно по-разному. «С-С» — это измерение от центра до центра. «С-T» — измерение от центра до торца.
Если продавец для обозначения размера использует только одну цифру, значит речь идет о длине подседельной трубы.

Чтобы точнее подобрать размер рамы измерьте длину внутренней стороны ноги и умножьте её на 0,64. Получившееся значение — это первый ориентир по длине подседельной трубы.
Самое простое — выставить высоту седла
Высота седла — это самый значимый элемент геометрии посадки. Существует множество подходов к его настройке. Общее правило заключается в том, что чем выше – тем лучше, до тех пор пока сустав разгибается не полностью.
Седло, опущенное ниже требуемого уровня увеличивает нагрузку на мышцы, это можно использовать себе на пользу — для усложнения коротких тренировок. На длинных дистанциях заниженное седло погубит суставы.
Пять способов выставить высоту седла:
- Установить его так, чтобы пятка легла на педаль. С одной стороны нога при этом должна быть полностью выпрямляться в суставе. С другой стороны педали должны вращаться пятками без «езды» тазом.
- Установить седло так, чтобы между ступней и педалью, находящейся в горизонтальном нижнем положении оставался зазор 5-8 мм.
- Выставить от центра каретки до верхней точки седла 88% длины ноги райдера. Альтернативный способ: высота седла = внутренняя длина ноги минус 10 см.
- Выставить высоту так, чтобы в нижнем положении нога разгибалась на 25-30 градусов.
С высотой понятно, что дальше?

Установите положение седла так, чтобы отвес, опущенный от колена проходил через ось педали. Проблема в том, что невозможно засунуть отвес внутрь собственной коленки, поэтому можно следовать следующей схеме: отвес от торца коленки должен проходить через торец шатуна.
Теперь можно заняться остальными узлами: наклоном седла, положение ног на педалях, размером и высотой выноса руля.
Начинайте кататься и прислушиваться к ощущениям. Вам понадобится как минимум 20 км., чтобы тело заняло типичное для дальних поездок положение.

Спринтеры использую чуть более короткие рамы, пододвигают и наклоняют седло ближе к рулю. Сам руль опускают в нижнее положение и отдают предпочтение глубоким баранам.
Путешественники наоборот отодвигают седло назад, чтобы обеспечить щадящий для коленей режим. Высокий руль позволяет занять более сидячую позицию, чтобы снять напряжение с шеи и рук во время многочасовых поездок.
Триатлонисты отодвигают седло вперед, а шип назад (ближе к пятке). Это помогает разгрузить мышцы, которые понадобятся для бегового этапа.
Чек-лист:
- ноги почти полностью выпрямляются в суставе, пятка чуть выше носка в любой точке цикла;
- в горизонтальном положении шатунов передняя часть чашки колена находится на одном вертикальном уровне с торцом шатуна в положении на 3ч.;
- таз неподвижен в седле, вам удобно тянуть педали по кругу;
- вы давите на ось педали центром плюсневой кости;
- руль ниже седла не менее чем на 4 см.
- руки расслаблены на руле, колени не касаются локтей, можете нажать тормоз не переставляя руки.
Хочу стать чемпионом
Для тех, кто собирается построить кастомную раму, победить на соревнованиях или поехать в путешествие целесообразно пройти байкфит.
Цена удовольствия от 7 до 15к. Процедура заключается в изучении физиологических характеристик гонщика: размеров всех частей тела, их гибкости, траектории движений. Зная эти показатели мастер с точностью до миллиметров выставит посадку в которой вы сможете выдавать максимальную мощность.
Качественный байкфит добавляет до нескольких минут (!) на триатлоновой половинке, не говоря о сохранении целостности суставов и обычного комфорта от поездок.